Рецензия на альбом Кали-Юга

cd ky fs

Коллектив Территория Тишины был образован в Екатеринбурге в 2009 году “на руинах” группы с говорящим названием Археология, о которой я сам, а также знакомые московские археологи, почему-то не имели ни малейшего понятия. Первоначально Территория Тишины представляла собой дуэт – к гитаристу, вокалисту, автору слов и музыки Антону Стравинскому присоединился гитарист Алексей Светоносов, игравший в одном из первых составов Археологии.
Стилистика первых дней существования, скорее всего, выражена в строках одной из песен альбома: “Мы люди с необычными гитарами, поющие на мертвых языках. Зовут нас менестрелями и бардами, мы викинги, живущие в словах”, и если судить по вещи “АОН”, явно дошедшей с тех времен, то это было нечто похожее на питерцев из Зимовья Зверей. К 2011 году материала набралось на дебютный альбом, а сам дуэт начал разрастаться вслед за музыкальной эволюцией. Номинально ТТ сейчас трио – присоединилась флейтистка Анна Светлакова, но в мало какой записи альбомной вещи учавствовало меньше пяти человек, а всего в студии работало свыше десятка музыкантов.
“Кали-Юга” запечатлела те творческие сомнения на распутье, как у витязя перед камнем с указанием стилистических направлений. Это вечную бардовскую дилемму – куда развиваться дальше со своими песнями под гитару десятки разных музыкантов решали по своему: кто собирал полновесную группу и начинал играть нечто совсем непохожее на сольное творчество, а кто, условно говоря, изобретал свой “аквариум”, оставляя себя и свои вирши в качестве основы всего, пусть между куплетами музыканты что-нибудь сыграют. Территория Тишины решило не идти по какой-либо одной дороге, а хитро лавировать между стилистиками, объединяя их общей для всех композиций альбома атмосферой грусти, умиротворения и исканий прекрастного в лирике. Когда в песнях задействован стандартный набор инструменов рок-группы – у ТТ получается обычный русский рок, не самый худший, не самый лучший, с неглупой, но и невыдающейся лирикой. Таковы “Той”, “Пока ты спал”, “Трогать мир руками”. Хотя слышно желание группы подать эти вещи как можно более оригинальнее – с участием ситара, ведущей партии флейты или агрессивной лидер-гитары. Но композиции в результате, получаются не больше чем просто хорошими.
Зато почти великолепными получаются вещи, на которых ТТ обращаются к неоклассике. От переходной между нею и рок-стилистикой на “Викингах” к прозрачным и воздушным “Ворону” и “Солнечному ветру”с удачным синтезом роковой ритмической основы и пышными руладами и перекличками скрипки и флейты. Этим композициям не хватает разве что чуть большой выразительности в мелодике, но и так они стали лучшими и самыми запоминающимися вещами на альбоме. Две композиции в конце альбоме нужно выделить отдельно: тягуче-скрипично-ситарная “Из рая”, на которые был снят видео-клип в стилистике песочной анимации, что представлен ниже. На “Облаках” дуэтом с Антоном Стравинским спела Настя Полева, немного подзабытая ныне представительница екатеринбургской школы русского рока, впрочем красивая баллада с философским текстом ничего общего с этой стилистикой не имеет, это опять обращение музыкантов к камерной музыке.
Конечно же, Территория Тишины не имеет ничего общего с этнической музыкой, куда ее частенько вписывают на разнообразных музыкальных ресурсах. Неоклассические пассажи у ТТ аппелируют к барочной тематике, русский рок говорит сам за себя. Сами же музыканты назвали свою стилистику загадочным “психо-фолком”, за которым может стоять что угодно, но только не ладовая музыка. Но раз “какой-то там фолк”, то уральцы не поленились передать диск через нарочных мне в Москву на рецензию, а я могу только резюмировать, что дебютный альбом “Кали-Юга” получился весьма интересным и разнообразным именно в силу свой стилистической неровности, когда есть возможность сравнить подход музыкантов в той или иной вещи. Так что жду продолжения, витязь может выбрать один путь, а может вернуться к камню на развилке.

7/10
Олег “Metaloleg” Бобрик, Shadelynx.com